ВИДЕОГАЛЕРЕЯ

067-445-1738

Обучение борьбе панкратион

Постановка проблемы. За последнее десятилетие в спортивной жизни, как Украины, так и всего мира, приобрел популярность такой вид спортивных единоборств как панкратион.

Федерации панкратиона создаются в разных странах мира и предполагают включение этого вида спорта в программу Олимпийских игр.

Ограниченное количество литературных источников и практически отсутствие научных разработок по этой теме не способствует полноценному развитию этого вида спорта и создаёт препятствие в воспитании и подготовке спортсменов.

Анализ последних исследований и публикаций. Панкратион включает в себя технику различных видов единоборств (бокс, кик-боксинг, тайский бокс, вольная борьба, самбо, дзюдо), в равной степени сочетая борцовские и ударные технические приёмы [1]. Особенностям обучения приемам в наибольшей степени отвечают следующие принципы: 1) сознательности и активности; 2) наглядности; 3) систематичности; 4) постепенности; 5) последовательности; 6) индивидуализации [5]. Обучение – длительный процесс, поэтому одним из ведущих требований становиться создание у учеников целеустремленности, т.е. сознательной направленности на достижение отдаленной по времени цели – спортивного мастерства, несмотря на возникающие трудности и неудачи [6]. Особенно важно подключение объяснения тогда, когда разучиваемые детали упражнения с трудом поддаются непосредственному наблюдению или вообще скрыты [4]. Наибольшие результаты достигаются в том случае, когда нагрузка дается ударными дозами, то есть несколько раз подряд на фоне неполного восстановления. В этом случае больший расход энергетических источников вызывает при последующем отдыхе и большую фазу суперкомпенсации (конечно следует следить за тем, чтобы не возникло переутомление) [2].

Процесс обучения борьбе панкратион многогранен, в нем должны быть учтены как физиологические, так и психические закономерности деятельности человека. К процессу обучения приемам борьбы панкратион применимы все общепедагогические принципы. Однако, отражая специфику борьбы панкратион, они получают особое содержание и реализуются особыми средствами и способами.

Целью статьи являлось применение общепедагогических принципов к процессу обучения борьбе панкратион.

Результаты работы. Особенностям обучения приемам в наибольшей степени отвечают следующие принципы: 1) сознательности и активности; 2) наглядности; 3) систематичности; 4) постепенности; 5) последовательности; 6) индивидуализации [5].

Принцип сознательности и активности

Приоритет в признании первостепенности этого дидактического принципа в физическом воспитании принадлежит П.Ф. Лесгафту. Не случайно свою педагогическую систему он назвал физическим образованием. Исходя из принципа сознательности, к организации учебного процесса необходимо предъявить ряд требований. Ученики должны понимать цель и задачи тренировок, осознавать значение панкратиона как одного из средств подготовки полноценных защитников Отечества. Обучение – длительный процесс, поэтому одним из ведущих требований становиться создание у учеников целеустремленности, т.е. сознательной направленности на достижение отдаленной по времени цели – спортивного мастерства, несмотря на возникающие трудности и неудачи [6].

Созданию и закреплению целеустремленности способствует конкретизация цели. Для учеников перспективными целями могут быть: участие в соревнованиях, выполнение спортивных разрядов, включение в сборную команду клуба, города, страны. Ближайшими целями могут быть: овладение конкретным приемом, комбинацией, достижение определенного уровня мастерства и т.д. Целеустремленность тесно связана с принципом доступности, так как она воспитывается только на преодолимых трудностях. Слишком легкое задание неэффективно для воспитания целеустремленности. Касаясь, время от времени верхней границы трудностей, ученики подстегивают себя к большей мобилизации способностей и имеют уровень достижений, который позволяет выявить слабые места и темпы роста.

Принцип сознательности диктует осмысленное отношение к учебному материалу: понимание значения выполняемых приемов, контроль, осознание ошибок в технике, поиск путей их исправления. Однако от начинающего ученика нет необходимости требовать полного понимания, например, биомеханических особенностей приемов. От учеников требуется такое же понимание прикладной ценности приемов борьбы панкратион разученных и отработанных в процессе тренировок. Это будет способствовать воспитанию спортсменов, умеющих применять приобретенные знания и навыки для защиты от преступных посягательств на свою жизнь, а также на жизнь и здоровье женщин, детей, стариков, при выполнении воинского долга и при любых других обстоятельствах, а не только в стандартных условиях спортивного зала.

Ученики должны уметь анализировать свои успехи и неудачи. Приобретение такого умения поможет уберечь ученика, как от излишней самоуверенности, так и необоснованного разочарования.

Реализация в учебно-воспитательном процессе принципа сознательности должна приводить к выработке у учеников активности. Это значит, что в процессе занятий появляется потребность в систематических тренировках, в самосовершенствовании. Для удовлетворения этой потребности спортсмены сами должны активно создавать соответствующие условия. Активность будет выражаться в четком посещении тренировок, помощи тренеру в их организации и проведении, в желании самостоятельно заниматься и искать пути своего дальнейшего совершенствования.

Принцип наглядности

Образ разучиваемого приема или технической комбинации формируется за счет сигналов, поступающих с внешних органов чувств, и, в первую очередь, с органа зрения, а также органов слуха, вестибулярного аппарата. Сигналы, поступая с различных рецепторов в головной мозг и дополняя друг друга, создают в результате анализаторно-синтетичекой деятельности коры как бы единый комплексный анализатор, помогающий уточнить картину действия. Более того, достаточная наглядность обучения может создаваться лишь при одновременном использовании образного, наглядного и словесного описания приема или комбинации. Особенно важно подключение объяснения тогда, когда разучиваемые детали упражнения с трудом поддаются непосредственному наблюдению или вообще скрыты [4]. Полноценная реализация принципа предусматривает не только организацию предметно-чувственного и словесно-логического восприятия изучаемого приема, но и побуждение ученика к активной деятельности для решения поставленной задачи.

Принцип систематичности

Систематичность тренировок является непременным условием создания высокого эффекта обучения. С физиологической точки зрения это обусловлено тем, что эффект повторения связан с наличием фазы суперкомпенсации (сверхвосстановления) ряда функциональных показателей (энергоисточников, возбудимости нервной системы). Систематичность упражнения нужна для закрепления (суммирования) сдвигов, достигнутых в фазе суперкомпенсации. Однако дожидаться этой фазы после каждого занятия нецелесообразно, так как резко снизится объем нагрузок. Наибольшие результаты достигаются в том случае, когда нагрузка дается ударными дозами, то есть несколько раз подряд на фоне неполного восстановления. В этом случае больший расход энергетических источников вызывает при последующем отдыхе и большую фазу суперкомпенсации (конечно следует следить за тем, чтобы не возникло переутомление) [2].

Система занятий должна строиться на основе процессов происходящих в организме при мышечной деятельности. Ученики должны понимать цель и задачи тренировок, осознавать значение борьбы следующими положениями: 1) упражнения на тренировках оказывают стойкое влияние только при условии их повторения; 2) упражнения по отработке приемов приводят к утомлению, поэтому нужны перерывы для восстановления сил; 3) во время тренировок и после них происходят приспособительные изменения, но держатся они только некоторое время.

Отсюда следует сделать вывод, что тренировки должны не только повторятся, но и иметь оптимальные по длительности интервалы отдыха, чтобы остались положительные сдвиги от предыдущих занятий. Систематичность тренировочного процесса должна базироваться на постепенном нарастании трудностей требований, предъявляемых спортсменам, т.е. на их прогрессировании.

Принцип постепенности

Принцип постепенности заключается в прогрессивном нарастании объема и интенсивности нагрузок, в усложнении техники приемов и комбинаций, в расширении технического и тактического арсенала, в повышении морально-волевых качеств, позволяющих преодолевать все большие препятствия на пути к достижению цели.

Характер реагирования организма на различную нагрузку с ростом тренированности изменяется. На первых этапах тренировки наибольшее сверхвосстановление возникает после малой нагрузки; средняя нагрузка вызывает меньшее сверхвосстановление (следовательно, и малый тренировочный эффект), а большая вообще может не привести к сверхвосстановлению. Таким образом, применение большой нагрузки в начале тренировочного процесса бесполезно.

По мере повышения тренированности реакция спортсменов на постоянную нагрузку становиться все меньшей и меньшей. В этом проявляется физиологический феномен адаптации к постоянному раздражителю. Значит те нагрузки, которые раньше вызывали большие сдвиги в организме, со временем теряют свой эффект. Чтобы сохранить реакцию организма на высоком уровне, нужно увеличить нагрузку. А поскольку величина сверх исходного восстановления зависит от величины реакции на нагрузку, то эффект привыкания к одной и той же нагрузке сказывается и на суперкомпенсации. По мере использования одной и той же нагрузки ее стимулирующее на суперкомпенсацию влияние ослабевает. Для получения прежней величины суперкомпенсации требуется теперь большая нагрузка. Поэтому с увеличением продолжительности занятий и с ростом тренированности все более отчетливо проявляется преимущество метода больших нагрузок, а для спортсменов высшего класса – и околопредельных.

В процессе роста нагрузок нужна осторожность, так как чрезмерные нагрузки могут вызвать переутомление и перетренированность.

Возможны различные формы постепенного повышения нагрузок: прямолинейно-восходящая, ступенчатая, волнообразная. При прямолинейно-восходяшей форме происходит соразмерное повышение нагрузок (от занятия к занятию, от недели к неделе и т.д.) при этом приросты незначительные, а интервалы между тренировками большие.

При ступенчатой форме имеется более крутое возрастание нагрузок, причем рост чередуется с относительной стабилизацией на протяжении нескольких тренировок. Это дает возможность подтянуть отстающие на первых порах приспособительные изменения в организме к этой нагрузке, стабилизировать достигнутые положительные сдвиги. В результате появляется возможность осваивать большие нагрузки, чем при предыдущей форме.

При волнообразной форме постепенное нарастание нагрузок сочетается с крутым нарастанием, а затем снижением их. Последующие волны воспроизводятся на более высоком уровне. Эта форма позволяет достигать наибольших тренировочных нагрузок.

Принцип последовательности

Принцип последовательности выражается в двух правилах: от освоенного – к неосвоенному и от легкого – к трудному. Принцип постепенного увеличения нагрузок относится в основном к развитию двигательных качеств, а оба эти правила связаны с процессами изучения приемов борьбы Панкратион и отработки техники их исполнения [3].

Новые приемы и комбинации нарабатываются на базе старых, ранее изученных. При соблюдении правила "от освоенного - к неосвоенному" содержание каждой предыдущей тренировки становится ступенькой, подводящей кратчайшим путем к освоению содержания очередной тренировки.

Следуя правилу "от легкого - к трудному" , нужно иметь в виду, что понятия легкого и трудного относительны. Если исходить только из биомеханической структуры приемов, то можно сделать ошибочные выводы о трудностях того или иного приема или комбинации. Часто действия более сложные с точки зрения структуры осваиваются учениками легче, чем простые. Дело в координационной предуготовленности. Приемы, координационно совпадающие с естественными двигательными актами человека, осваиваются легко. Кроме того, трудность или легкость приема определяется и психологическими факторами, в частности переживанием чувства боязни, страха. Так, например, отработка приемов обезоруживания труднее, чем отработка блокировки ударов.

Принцип индивидуализации

Принцип индивидуализации основан на учете индивидуальных особенностей спортсменов с целью наибольшего развития их способностей [8].

Необходимость индивидуализированного обучения возникает в связи: 1) с различным уровнем подготовленности каждого спортсмена; 2) с возрастными различиями; 3) с индивидуально-типологическими и личностными особенностями в реагировании на учебную нагрузку и на факторы внешней среды; 4) с индивидуальным стилем работы.

При массовом обучении индивидуализация осуществляется, прежде всего, через групповую работу, построенную на основе типовых характеристик учеников. В связи с этим индивидуализация обучения не должна рассматриваться как противоположность групповому способу обучения, основанному на сходстве возможностей спортсменов. Групповой способ наиболее эффективен на начальных этапах обучения, когда спортсмены еще не раскрыли своих способностей. Кроме того, при обучении технике приемов следует иметь в виду, что ее основы являются общими для всех, и поэтому ознакомление с ее азами выгоднее проводить при групповом способе обучения.

Стандартные средства и методы обучения могут применяться до тех пор, пока спортсмены продвигаются вперед. Когда же их эффект снижается, следует переходить к персональным заданиям [9].

Вывод. Панкратион имеет достаточно оснований для того, чтобы существовать и развиваться как вид спорта. Он нуждается в научно-обоснованных методиках обучения для соперничества подрастающих спортсменов на международных аренах.

Дальнейшие исследования необходимо направить на изучение других проблем восточных единоборств.

Литература

Боевые и спортивные единоборства: Справочник /Под ред. Тараса А.Е. – Мн.: Харвест, 2002. – 209с.

Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. Киев: Олимпийская литература, 1999. - 228с.

Мунтян В.С. Стратегия, технико-тактическая и психологическая подготовка. Стратегия преодоления страха. – Харьков: ХаГФК, 2001. – 20c.

Корх А.Я. Тренер: деятельность и личность. Учебное пособие. – М.: Терра. – Спорт, 2000. – 41с.

Анищенко В.С. Физическая культура: Методико-практические занятия студентов: Учеб. пособие. – М.: Изд-во РУДН, 1999. – 13c.

Тарас А.Е. Рукопашный бой СМЕРШ: практическое пособие. – Мн.: Харвест, ООО "Издательство АСТ", 2001. – 72с.

Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. – М.: ФиС, 1985. - 38с.

Филимонов В.И. Бокс. Спортивно-техническая и физическая подготовка /монография/ – М.: "ИНСАН", 2000. - 181с.

Кленьшев В.М. Панкратион. Практическое пособие для тренеров и спортсменов. Барнаул, 1999. – 13c.

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ПАРТНЕРЫ

Клубная форма