ВИДЕОГАЛЕРЕЯ

067-445-1738

Техника бразильского джиу-джитсу

Стратегия поединка

В своей книге «Овладевая дзю-дзюцу» (MasteringJujitsu) Хэнзо Грейси (Renzo Gracie) писал: «Похоже, что классическое дзю-дзюцу древней Японии не имело общей стратегии, которой боец мог бы руководствоваться во время сражения. Действительно, в основном именно за это Кано резко критиковал программу классических школ». Маэда научил Карлоса Грейси не только техникам дзюдо, но также и определенной философии поединка, разработанной Кано и усовершенствованной самим Маэдой на основе своих поединков, которые он проводил по всему миру с представителями различных боевых искусств.

Согласно теории Маэды поединок можно разделить на четкие фазы: фаза обмена ударами, фаза борьбы, фаза борьбы на земле (партер) и т.д. Таким образом, задача умного бойца заключается в том, чтобы удерживать бой в той фазе, которая больше всего соответствует его силам и умениям. С течением времени эта стратегия была усовершенствована членами клана Грейси и сегодня повсеместно применяется в современных боях по смешанным правилам.

Стиль ведения поединка

Бразильское дзю-дзюцу делает основной упор на техники борьбы на земле, которые включают в себя всевозможные удержания, болевые воздействия на суставы и мышцы, а также удушения. Исходным является то, что основные преимущества более крупного и сильного противника, которые заключаются в большей дальности и мощностиударов, в партере сводятся практически на нет.

Бдд располагает широким арсеналом техник, позволяющих перевести поединок на землю, после того как противник взят в захват. Когда же противник оказывается на земле, бдд предлагает множество различных маневров (или контр-маневров), предназначенных для того, чтобы привести его в позицию, удобную для проведения завершающей техники. Занятие доминирующего положения на земле является в бдд одной из основных стратегических целей. Для ее достижения используется целый ряд технических средств: защитная позиция «гарда» (guard), позволяющая эффективно защищаться, находясь снизу; всевозможные способы преодоления «гарды», а также удержания сбоку («side control»), сверху («mount») и сзади («back mount»). Когда эту систему маневров и манипуляций используют два опытных соперника, то ее можно сравнить со своеобразными кинетическими шахматами. Техника, заставляющая противника сдаться, эквивалента мату в шахматах.

Завершающие техники

Большинство завершающих техник можно разделить на две широкие категории: болевые приемы на суставы и удушения. Болевые на суставы предполагают отключение какой-либо конечности противника и создание при помощи позиции тела рычага, который заставляет ее сустав выходить за границы обычного диапазона движения. Давление при выполнении таких техник необходимо контролировать и сразу же прекращать, если противник не может больше противодействовать и подает сигнал о сдаче. Просигнализировать о сдаче можно вербально или постучав несколько раз по ковру, противнику или даже по себе. Удушения, прекращающие поступление крови в мозг, могут вызвать потерю сознания, если противник вовремя не сдастся.

Менее распространенным типом завершающих техник является сдавливание, когда мышца с силой прижимается к какой-либо крупной кости (обычно к голени или запястью), что причиняет противнику значительную боль. Обычно на соревнованиях такого рода техники не используются из-за высокого риска порвать мышечную ткань.

Болевые приемы на суставы

В бдд разрешены многие болевые приемы на суставы, однако правила проведения большинства соревнований запрещают или ограничивают использование болевых на колени, лодыжки и позвоночник. Причина заключается в том, что при их выполнении углы воздействия и усилия, необходимые для того, чтобы причинить боль, практически такие же, как и те, что причиняют серьезные травмы. Техники, задействующие скручивание колена, на соревнованиях обычно также запрещены, потому что успешное завершение действия практически всегда приводит к повреждениям, требующим хирургического вмешательства. Точно так же не разрешаются и всевозможные манипуляции с позвоночником, так как они могут привести к деформации или смещению позвонков. Болевые на ноги разрешаются на соревнованиях в зависимости от уровня мастерства спортсменов: в категории новичков (уровень белого пояса) разрешены только прямые болевые замки на лодыжку; в средней категории (уровень синего пояса) разрешен еще и прямой рычаг колена, а уже в высшей категории (уровень фиолетового, коричневого и черного поясов) разрешаются болевые на пальцы ног с воздействием внутрь.

В бдд разрешено большинство болевых техник на суставы запястья, локтя или плеча, так как эти суставы обладают гораздо большей гибкостью, и эти болевые техники можно безопасно использовать в условиях соревнований. Также некоторые бойцы, в надежде заставить противника сдаться, прибегают к действиям, единственная цель которых заключается в том, чтобы причинить боль. К ним относятся надавливания на болевые точки костяшками пальцев, утомляющие шею захваты головы, а также наваливания всем весом на грудину, плавающие ребра или другие чувствительные места тела. По сути, такие техники завершающими не являются – обычно они используются только для отвлечения внимания и только на низших уровнях. На среднем и высшем уровне их стараются избегать, так как ответная реакция на них может быть весьма агрессивной.

Удушения

Удушения делятся на два типа: удушения, связанные с пережатием дыхательного горла и вызывающие асфиксию (собственно удушения), и удушения, связанные с пережатием сонных артерий и вызывающие ишемию (их правильнее было бы называть «усыпления»). Пережатие дыхательного горла менее эффективно, чем пережатие сонных артерий, и к тому же может повредить трахею противника, что в свою очередь может привести даже к смерти. Пережатие сонных артерий, напротив, вызывает быструю потерю сознания и при этом не причиняет вреда внутренним органам. Поэтому быть «задушенным» вторым способом относительно безопасно, если, конечно, захват отпускается сразу же после того, как человек потерял сознание, то есть до того как начнутся необратимые процессы, вызванные прекращением поступления крови в мозг.

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ПАРТНЕРЫ

Клубная форма