ВИДЕОГАЛЕРЕЯ

067-445-1738

История борьбы на поясах

Борьба на поясах — один из самых древних видов спорта. Это убедительно доказывают древние рукописи, документы и различные исторические памятники искусства. Специалисты находили наскальные рисунки с изображением борьбы на поясах в самых различных уголках Земли — в Центральной Америке, Африке, Европе, Азии. Возле Багдада в 1938 году была найдена бронзовая статуэтка двух борцов на поясах, которой примерно шесть тысяч лет. В китайской рукописи «Тан Шу» Ⅹ века упоминается о соревновании по борьбе на поясах. В Ⅺ веке об этой борьбе рассказывал ученый и философ Авиценна.

О тысячелетней истории борьбы также свидетельствуют ценнейшие памятники искусства восточной группы кочевников Ⅲ и Ⅰ веков до нашей эры. Например, сцены борющейся пары изображены на двух бронзовых бляхах из Ордоса, из Китая и на серебряных сосудах из городка на реке Обь в Тюменской области, где издавна жили тюркоязычные народы.

На поясах боролись не только азиатские народы, а точнее — тюркоязычные. Ареал этого боевого искусства значительно шире и охватывает едва ли не всю современную Европу, включая Ирландию, Шотландию, Уэльс и Испанию. Примеров много: борьба ссирым в Корее, швинген в Швейцарии, аба рестлинг в Турции, курашу в Чувашии, татаро-башкирская национальная борьба куреш. У каждого народа борьба на поясах имеет свою специфику. Причина такой широкой распространенности лежит на поверхности. В древности любые конные атаки имели успех лишь в том случае, если один из противников талантливее выкидывал другого из седла. Это умение было одним из элементов боевой подготовки воинов многих армий, от востока до запада, и тщательно отрабатывалось на тренировках, где для имитации конного боя использовали пояс. Так, успех в борьбе на поясах означал успех и в настоящем бою, потому в нем и совершенствовались многие народы.

К славянам традиция состязаний по борьбе на поясах перешла от тюркских народов. Этот вид борьбы был распространен в основном на юге России, в Поволжье, на Южном Урале, в Западной Сибири и на юге Украины. Все тюркские воины в мирное время повышали и оттачивали свое боевое мастерство через методику и приемы борьбы на поясах. По мере развития оседлости у мужчин на одежде появился пояс или кушак, отсюда пошло и название. Для воспроизведения процесса схватки двух конников, находящихся в контакте, пояса в мирных условиях тренировки было вполне достаточно. Противники сближались и с дальней дистанции, схватив друг друга за кушаки, пытались подтянув соперника ближе, вырвать его и бросить на землю. То есть точно воспроизводилась боевая схватка конников.

На коне в бою воин всегда держит ноги в стременах, и действовать против врага ногами, без риска легко выпасть из седла на землю, он не может. Поэтому на тренировках в мирное время бойцы, точно воспроизводя боевую обстановку, также исключали действия ногами. Однако, по ходу схватки конник мог очутиться слева или справа от врага. Отсюда пошли броски с зашагиванием за левую ногу и броски с зашагиванием за правую ногу соперника.

Воину нужны были сильные кисти, локти, предплечья, плечевой сустав и спина. Тяговое усилие рук, плеч и спины в короткий миг решало вопрос жизни и смерти воина. Отсюда изнурительные тренировки, с развитием беспримерной мощи тягового усилия бойца и резкого броска через грудь, броска с зашагиванием, с подседом, подсадом или броска выводом за спину. Но по мере смены эпох кушак, пояс исчез из одежды тюрков. Тогда появилось белое полотенце и, обхватив друг друга полотенцами, борцы выясняли, кто же сильнейший.

Много позже борьба трансформировалась в праздничные состязания. Но обычай привился не у всех народов. В России она сохранилась главным образом у татар и башкир. Во время народных гуляний — Сабантуях — борьба на поясах является гвоздем национальных праздничных программ. Похожая борьба есть и у других народов: например, в Карачаево-Черкесии она называется тутуш, у якутов — хапсагай, у казахов и алтайцев — курес, в узбеков — кураш. Путешествовавший по России в XVIII веке академик И. Лепёхин отмечал в своих наблюдениях, что в состязаниях борцы «берут друг друга не за ворот, а за кушаки и употребляют обыкновенные при борьбе ухватки». Иван Поддубный в зените славы стал чемпионом мира по борьбе на поясах. Самое раннее из известных упоминаний борьбы на поясах у русских содержится в мемуарах орловского помещика Н. И. Толубеева. Примерно этим же временем датируются и первые известные изображения борьбы на поясах: именно ее можно увидеть в Русском музее на картине художника И. Щедровского, написанной в 1837 году. Владимир Даль, рассматривая в своем «Словаре живого великорусского языка» традиционные виды борьбы, бытовавшие у русских, отмечал, что «татары и башкиры закидывают друг другу пояс за поясницу, не хватаясь за одежду и упершись левым плечом друг в друга, а перехватывать руками и подставлять носков не дозволяется».

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ПАРТНЕРЫ

Клубная форма